Библиотека

Новости библиотеки

УМК

http://school14.tomsk.ru/files/img/image/bibl1.bmp

Пока жива библиотека — жив народ, умрет она — умрет наше прошлое и будущее. 

                                                                            (Д. Лихачев)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0aa1/00077128-b5335092/img16.jpg
http://www.pechora-cbs.ru/content/menu/281/78084-6.jpg

Календарь знаменательных и памятных дат на 2021 год

2018 — 2027 гг.  — Десятилетие детства в России.   Указ Президента от 29.05.2017 г.

2021 год – Празднование 200-летнего юбилея со дня рождения писателя Федора Достоевского.   Указ  Президента Российской Федерации от 24 августа 2016 года № 424

24 июня 2014 г. Президент России В.В. Путин подписал   указ о праздновании в 2021 году  «в целях сохранения военно-исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа» 800-летия со дня рождения Александра Невского.

  Юбилейные даты:

95 лет со времени основания издательства «Советская энциклопедия» (1926), с 2004 года – «Большая Российская энциклопедия»

80-я годовщина начала Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

60 лет со дня полёта Ю. А. Гагарина в космос (1961)

60 лет Международной премии Х. К. Андерсена («Золотая медаль Х. К. Андерсена») (1956)

60 лет со времени завершения строительства Государственного Кремлевского дворца (1961)

35 лет со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС (1986)

Под эгидой ООН:

2021–2030 гг.  – Десятилетие по восстановлению экосистем

2021–2030 гг.  – Десятилетие науки об океане в интересах устойчивого развития

2019–2028 гг.  – Десятилетие семейных фермерских хозяйств

2018–2028 гг.  – Десятилетие действий «Вода для устойчивого развития»

2018–2027 гг.  – Десятилетие по борьбе за ликвидацию нищеты

2016–2025 гг.  – Десятилетие действий по проблемам питания

2015–2024 гг.  – Международное десятилетие лиц африканского происхождения

2014–2024 гг.  – Десятилетие устойчивой энергетики для всех

Библиотека является структурным подразделением МАОУВ(С)ОШ №2 города Тюмени, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях оказания методической помощи учителям и обучающимся.

        Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие обще культурологическое значение для успешной деятельности в быстроменяющемся мире, который всё больше строится на информации и знаниях.

        Школьная библиотека вооружает обучающихся навыками непрерывного самообразования, ответственного и активного отношения, своему образованию и здоровью.

   Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

Цель: 

Обеспечение содействия всестороннему развитию личности всех групп читателей, поддержка чтения и читательской культуры учащихся.

Задачи библиотеки:

  1. Обеспечить учебно-воспитательный процесс учащихся и педагогов путём библиотечно-библиографического и информационного сопровождения учебно-воспитательного процесса.
  2. Формировать и развивать навыки независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
  3. Совершенствовать предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
  4. Воспитывать культурное и гражданское самосознание, содействовать в социализации обучающихся, развитии их творческого потенциала.
  5. Приобщать читателей к художественным традициям.
  6. Расширять читательский интерес к истории России и Тюменского края.

Основные функции библиотеки:

1.Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы.

2.Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от её вида, формата и носителя.

3.Культурная – организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию обучающихся.

4.Воспитательная – способствовать развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю, школе.

5.Социальная — содействовать развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе

Общие сведения.

В течение учебного года численность читателей составляет 857 человека, из них обучающихся 9-12 кл. – 824 человек, учителей – 26 человек, других –8. 

Объём библиотечного фонда всего: 24491экз.

Фонд учебников: 13162 экз.

Фонд без учебников: 11329 экз.

Фонд АВД: 84 экз.

Фонд электронных носителей информации: 226 экз.

                В библиотеке обоих корпусов есть компьютеры для библиотекаря, сканер, принтер,   ксерокс, телевизор.

Обеспеченность учебниками обучающихся составляет 100%.

В среднем ежедневно библиотеку посещают 32 человека.

Култышева Ирина Анатольевна – педагог-библиотекарь школьной библиотеки

Перечень нормативных документов школьной библиотеки

  1. Документы международного уровня, ориентирующие и направляющие деятельность школьных библиотек
  • Всеобщая декларация прав человека
  • Декларация прав ребенка
  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Всемирная программа действий ООН, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период.
  • Документы ИФЛА / ЮНЕСКО для библиотек, в т. ч. для школьных:                                   
  • Манифест о публичной библиотеке ИФЛА/ЮНЕСКО (1995 г.);
  • Манифест школьных библиотек (2000 г.), принятый на 66-й Генеральной конференции ИФЛА;
  • Манифест ИФЛА об Интернете (2002 г.);
  • Рекомендации по библиотечному обслуживанию подростков и молодежи ИФЛА (2003 г.);
  • Руководство ИФЛАЛ/ЮНЕСКО для школьных библиотек (2002 г.).

2. Законодательство Российской Федерации

  • Конституция РФ
  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон «Об образовании» ФЗ-273
  • Федеральный закон «О библиотечном деле»
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
  • Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Стратегия государственной молодежной политики РФ
  • Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Кодекс профессиональной этики Российского библиотекаря

Локальные акты, регламентирующие работу библиотеки: 

— Положение о библиотеке ОУ;

— Правила пользования библиотекой ОУ;

— Должностные инструкции работников библиотеки;

Документы учета и контроля:

— Книга суммарного учета основного фонда; 

— Инвентарные книги;

— Журнал учета книг, принятых взамен утерянных;

— Журнал учета изданий, не подлежащих инвентарному учету;

— Книга суммарного учета учебников;

— Журнал выдачи учебников по классам;

— Дневник работы школьной библиотеки;

— Папка с копиями накладных и счетов;

— Акты списания.  

План работы библиотеки на 2021-2022 учебный год                          

Режим работы библиотеки

Дни неделиI корпусII корпус

Понедельник

С 9.00 до 13.00

С 14.00 до 17.00

Вторник

С 9.00 до 17.00


Среда


С 9.00 до 17.00

Четверг

С 9.00 до 17.00


Пятница


С 9.00 до 17.00
Санитарные часы Последний четверг каждого месяцаС 15.00 до 17.00Последняя  пятница каждого месяцаС 15.00 до 17.00

Деятельность библиотеки вечерней школы специфична: возраст учащихся — читателей колеблется от 15 до 42 лет, контингент сформирован за счет отсева учащихся из массовых школ. 

Интерес к чтению, как правило, у таких учащихся не сформирован. Поступив в вечернее образовательное учреждение, они видят функцию школьной библиотеки лишь в выдаче учебников и учебных пособий.

Если в среднем общеобразовательном учреждении у школьного библиотекаря есть возможность воспитать своего читателя и руководить его чтением с начальной ступени до выпуска, то в вечернюю школу приходит подросток с уже сформированным стойким негативным отношением к чтению — это отрицание книги как значимой ценности в жизни.

Вечерняя школа — полифункциональное открытое учебное заведение и библиотека видит свои функции как компенсаторные, адаптивные, воспитательные.

Поэтому для деятельности библиотеки в вечерней школе особое значение имеет «Манифест школьных библиотек Российской Федерации» (2007год), который рассматривает участие школьных библиотек в адаптации подростков к условиям жизни в современном обществе как неотъемлемую часть отечественной системы образования.

Ведущими задачами воспитания в нашей школе являются социализация и предпрофессиональное самоопределение подростков. 

Главное, на что опирается библиотека в своей деятельности с обучающимися — это вовлечение их в практико-ориентированную деятельность, доверие, вера в их успех, сотрудничество.

Все это стимулирует библиотеку вечерней школы к поиску таких форм работы, которые позволили бы участвовать в создании единого воспитательного пространства, в школе.

Формы работы:

  • Индивидуальная беседа
  • Групповая работа
  • Дискуссии
  • Тесты
  • Квэст-игра
  • Экскурсии
  • Конкурсы
F:\бибилиотека\DSC_0766.JPG

                Мероприятие квест-игра «Театра мир откроет нам свои кулисы…» 

Для удовлетворения читательских предпочтений в школьной библиотеке обновляется художественная литература. В период с 2019 по 2020 года фонд без учебников пополнился 608 экз. художественной литературы, включая современную литературу. Для развития читательского интереса  ежемесячно учащиеся школы всех параллелей 9-х, 10-х, 11-х классов совершают экскурсии в городскую библиотеку № 20 (Пермякова,6/1, зав. библиотекой Сохошко Любовь Григорьевна) и с ЦГБМАУК (Луначарского,51, директор Молонок С.Е.) в рамках совместного сотрудничества. Всего в течение каждого месяца проводится 4 мероприятия, согласно годовому совместному плану. Библиотека также организовывает экскурсии в другие городские библиотеки и приглашает их сотрудников для проведения мероприятий на своей территории. Это МАУКЦГБС Информационно-библиотечный центр для молодёжи (Червишевский тракт,15/корп. 1), Городская детская библиотека «Радуга» (Харьковская,48) и др.

Наши учащиеся приняли участие в городском конкурсе сочинений «Что я знаю о Революции 1917 года». Ученица 11 и класса Михайлова Любовь была награждена дипломом за лучшую работу.

Библиотечный урок, посвященный творчеству М. Пришвина

Библиотечный урок «Время читать и восхищаться», посвященный творчеству 

Л.Н. Толстого

F:\пастернак фото\IMG_20200220_124127.jpg

Библиотечный урок, посвященный 130-летию со дня рождения выдающегося русского поэта, прозаика, переводчика, одного из наиболее ярких представителей серебряного века русской поэзии, лауреата Нобелевской премии по литературе Бориса Пастернака.  

C:\Users\Учитель\Downloads\IMG-2fe142a52673c2e03ade2722018d8d0d-V.jpg

16.09.21. В центральной библиотеке для учащихся 10 а, 10 б классов согласно совместному плану на 2021 год, было проведено мероприятие, посвященное Дню солидарности в борьбе с терроризмом «Терроризм. Как не стать его жертвой». На мероприятие был приглашен заведующий сектором по профилактике терроризма и экстремизма департамента безопасности жизнедеятельности Администрации города Тюмени Хазбулатов Равиль Вилович.

Благодаря совместным мероприятиям школьной библиотеки с библиотеками города, происходит знакомство с произведениями не только классической литературы, но и с книгами современных авторов, в том числе тюменских поэтов и писателей. На совместных мероприятиях с библиотеками города были организованы встречи с А.А. Петрушиным,  Л.К. Ивановым, В.П. Огородниковым, Н.Н. Малишевской, С.К. Ломакиным, А.Ю. Марковой, М.А. Федосеенковым.

C:\Users\Учитель\Desktop\б-ка\IMG_20191210_123755.jpg
C:\Users\Учитель\Desktop\б-ка\IMG_20191210_115834.jpg

Библиотечный урок, посвященный встрече с тюменской писательницей членом Союза писателей России Марковой Антониной Юрьевной.

C:\Users\Учитель\AppData\Local\Temp\Temp1_19-03-2021_13-00-20.zip\IMG-f0a97e103b529170f662ea9b7d0fba63-V.jpg
C:\Users\Учитель\AppData\Local\Temp\Temp1_19-03-2021_13-00-20.zip\IMG-6814e7bea40699135e86ab72b0cb614f-V.jpg

В рамках Недели детской и юношеской поэзии состоялся библиотечный урок, посвященный встрече с тюменским поэтом членом Союза писателей России Федосеенковым Михаилом Алексеевичем

C:\Users\Учитель\Desktop\IMG_20191218_130604.jpg

Встреча с тюменским писателем, философом, критиком членом Союза писателей     России 

с 1997 года Ломакиным С.К.

C:\Users\Учитель\AppData\Local\Temp\Temp1_19.03.21.центральная.zip\IMG-e7145245586d0258e26deda21d37e983-V.jpg
C:\Users\Учитель\AppData\Local\Temp\Temp1_19.03.21.центральная.zip\IMG-bfac79d0d40dcff6dc875c625c5fb441-V (1).jpg
C:\Users\Учитель\AppData\Local\Temp\Temp1_19.03.21.центральная.zip\IMG-3701ae0e53cff088ed5e8b54cc2599db-V.jpg

 13.10.21.в рамках совместного сотрудничества с городской библиотекой № 20, состоялся библиотечный урок для учащихся 10 з и 11 и, посвященный современной отечественной литературе.

C:\Users\Учитель\Desktop\13.10.21. (2)\IMG_20211013_134329.jpg
https://www.spbdk.ru/upload/iblock/cf1/cf1c2615d14c3b4b892b0c1de685b665.jpg
https://skidka-ekb.ru/images/prodacts/sourse/61670/61670045_jenschinyi-lazarya-redaktsiya-elenyi-shubinoy.jpg

Заведующая библиотеки Любовь Григорьевна сделала обзор современной литературы, используя номинацию «12 авторов XXI века». Учащиеся познакомились с известными писателями и их произведениями такими как Е. Г. Водолазкин — «Лавр», Г.Ш. Яхина — «Дети мои», В.О. Пелевин — «Чапаев и Пустота», Н.Ю. Абгарян – «Люди, которые всегда со мной», М.С. Петросян – «Дом, в котором…», М.П. Шишкин — «Венерин волос», М.Л. Степнова — «Женщины Лазаря», Л.Е. Улицкая — «Казус Кукоцкого», А. Г. Волос — «Хуррамабад», Т.Н. Толстая «Кысь», Д.И. Рубина — «На солнечной стороне улицы», А.В. Иванов — «Тобол».

C:\Users\Учитель\Desktop\13.10.21. (2)\IMG_20211013_134102.jpg
C:\Users\Учитель\Desktop\13.10.21. (2)\IMG_20211013_134055.jpg

Мероприятие проводилось с целью развития и поддержания интереса к книге, продвижения лучших книг современной литературы и привлечения обучающихся к чтению. 

Библиотека МАОУ В(С)ОШ № 2 является участником всех проектов школы. 

Проект гражданско-патриотического воспитания школьников «Память»

 Цель проекта:

формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения обучающихся, педагогов, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию.

Задачи проекта:

— формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции;

— воспитание любви к Родине, уважительного отношения к героическому прошлому и настоящему своей страны, к ветеранам Великой Отечественной войны;

— содействие духовно-нравственному, гражданско-патриотическому и трудовому воспитанию обучающихся;

— привлечение подростков к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов;

— развитие инициативы и творчества обучающихся через организацию социально значимой деятельности;

— проведение информационно-просветительской работы среди обучающихся по пропаганде патриотического отношения к своей Родине.

В библиотеке оформляются стенды и книжные полки по значимым событиям гражданско-патриотической направленности: 

-Дню освобождения Ленинграда от фашистской блокады

— Подвиги советских воинов в произведениях художников

— Они сражались за Родину

— Подвиг ваш бессмертный

 Проведены совместные мероприятия с МАУК ЦГБС «Ты выстоял, великий Сталинград», Урок мужества «Каков он патриот современной России?», Час-реквием «Запомни, эти люди – ленинградцы!» (по книге Адамович А., Гранин Д. «Блокадная книга»), «Памятники триптих, посвященные Победе в ВОВ. Дню памятников 18 апреля (памятник «Прощание», посвященный школьникам г. Тюмени не вернувшихся с фронта).

C:\Users\Учитель\Desktop\фото 21.01.20 центральная библиотека\IMG_20200121_123341.jpg

Библиотечный урок, посвященный 76-летию со дня освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Мероприятие проходило в рамках проекта «Шаг навстречу!».

F:\фото памятник прощание\IMG_20190419_173654.jpg
F:\фото памятник прощание\IMG_20190417_125707.jpg

 Совместное мероприятие с городской библиотекой № 20 «Тема войны в произведениях писателей, поэтов и композиторов».

C:\Users\Библиотека\Desktop\20 библ\22-11\DSC00408.JPG
C:\Users\Библиотека\Desktop\20 библ\22-11\DSC00410.JPG
C:\Users\Учитель\AppData\Local\Temp\Temp1_24-10-2019_05-58-07.zip\IMG_20191023_130050.jpg
C:\Users\Учитель\AppData\Local\Temp\Temp1_24-10-2019_05-58-07.zip\IMG_20191023_130258.jpg

Библиотечный урок, посвященный Дню памяти жертв политических репрессий. Это мероприятие прошло в рамках проекта «Шаг навстречу».

  В МАОУВ(С)ОШ №2 уделяется большое внимание вопросу профориентации школьников: в школе реализуются множество проектов, направленных на осознанный выбор профессии, организуются экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий, студентами техникумов, колледжей. Библиотека школы также вносит большой вклад про проф. ориентационную работу. В библиотеке постоянно обновляется книжная полка «Выбери свою будущую профессию». Учащимся предлагаются материалы об учебных заведениях г. Тюмени с перечнем специальностей, условиями приёма и вступительными испытаниями. 

 Экскурсия МАУК ЦГБС, посвященная встрече с представителями Тюменской государственной академии культуры. 

F:\фото профорентация\IMG_20190424_120601.jpg
F:\фото профорентация\IMG_20190424_120354.jpg

С обучающимися школы с целью формирования информационной грамотности проводятся библиотечные уроки. 

В библиотеке постоянно улучшается материально-техническая база, создаётся комфортная среда для пользователей. В библиотеке были заменены все стеллажи для учебной литературы и книг основного фонда. 

Для повышения читательской активности учащихся в школе проводится систематически реклама библиотечного фонда с помощью выставок к юбилейным датам поэтов и писателей, а также выдающихся учёных (интеллектуальное направление), поступления новой учебной, научной, художественной литературы.

C:\Users\Учитель\Desktop\фото библ. корпус1\DSC_0717.JPG
C:\Users\Учитель\Desktop\бибилиотека\DSC_0757.JPG
C:\Users\Учитель\Desktop\фото библ. корпус1\DSC_0718.JPG
C:\Users\Учитель\Desktop\выставки — копия\IMG_20191210_082911.jpg
C:\Users\Учитель\Desktop\выставки — копия\image-10-02-20-10-02-1.heic
C:\Users\Учитель\Desktop\фото библ. корпус1\15.09.2021 (2).jpg
C:\Users\Учитель\Desktop\фото библ. корпус1\15.09.2021.jpg

Обучающиеся нашей школы любят посещать библиотеку не только для того, чтобы взять нужную книгу, но и пообщаться с библиотекарем и ребятами, поговорить на разные темы, предлагают помощь во время санитарных часов в библиотеке, а также в расстановке библиотечного фонда, оформлении выставок, выпуску стендов и газет к праздничным датам.

У школьной библиотеки (особенно в сотрудничестве с педагогами школы) есть немало возможностей для поддержки социализации подростка, усвоения им определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена современного общества.