Школьная служба примирения (ШСП) — это прежде всего команда единомышленников (взрослых и детей), которая решает возникшие в школе конфликты или противоречия через восстановительные программы, а также распространяет в школе восстановительную культуру. ШСП позволяет обойтись без какого-либо административного ресурса, создавая нужные условия, «подбадривая» и рекомендуя.
В нашей школе собраны учащиеся из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой человек не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разбирательство» или он стал жертвой бойкота или насилия. Для многих учащихся в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей.
В жизни школы могут встретиться деструктивные формы реакции на конфликт:
- Травля (буллинг)
- Изгнание их класса/школы
- Давление (в том числе в родительских чатах)
- Манипуляции и т.п.
- «Стрелки» среди подростков
- Замалчивание
В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники, а кто-то за них. В результате учащиеся не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.
Мы считаем, что конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (специалист службы примирения, медиатор), который не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает. Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.
Специалист службы примирения (медиатор) организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт.
Для поддержки проведения медиации в нашей школе организована Школьная служба примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.
Руководителем Школьной службы примирения является педагог-психолог Аракелова Елена Сергеевна, к которой Вы можете обратиться по любым вопросам, связанным с конфликтными отношениями и затруднениями.
Приказ об организации деятельности школьной службы примирения (включая план работы)
- Методические рекомендации
- Положение о школьной службы примирения
- Распоряжение президента РФ
- Указ президента
- Устав школьной службы примирения
- Форма Журнала регистрации случаев (конфликтов)
- Форма мониторинга деятельности службы школьной медиации
- Форма примирительного договора
- Форма регистрационной карточки
- статья 45 ФЗ об образовании